РСФСР, Вологодская область, г.Череповец.
Череповецкие парни в начале семидесятых, не ведая "Гибсона" и не зная "Фендера",
врубили в сеть свои самодельные электрогитары с белыми грифами и наделали много шума в городе Череповец. До сих пор у тех, кто слышал всю эту вакханалию, бешено колотятся сердца и захватывает дух.
У истоков ансамбля стояли легендарные (в будущем) музыканты Череповца - братья Валерий и Григорий Жгулевы.
На заводе, где они тогда еще работали, собственноручно из эбонита были изготовлены деки для электрогитар, а грифы покрасили белой нитрокраской
(другой просто не было под рукой) - коллектив получил название «Белые грифы». Вопреки расхожим мифам орланы-грифы тут вовсе не причем.
Однажды ближе к полуночи в пятницу ребята крутили ручку настройки старого приемника «ВЭФ-АККОРД» до тех пор,
пока она не зацепила «Esterday». Случайность? Вряд ли. Это была совсем иная, новая, но очень понятная и красивая песня на чужом языке. Так произошло первое знакомство
с запрещенной западной радиопрограммой «Севооборот», которую лет сорок кряду вел эмигрант Сева Новгородцев из Лондона. Программу глушили кэгэбэшные глушилки,
а она хоть и с треском, но давила на ушные перепонки «вражеской» музыкой… Просто музыкой, и всё. После этого первого случая Сева Новгородцев из Лондона «приходил»
в череповецкую квартирку братьев Жгулевых постоянно, а Валера и Григорий дни напролет стирали в кровь пальцы на своих самопальных «стратокастерах»,
добиваясь идеального копирования своих западных кумиров. И надо сказать, у них это получалось, иначе легенды не стали бы легендами.
В Доме культуры строителей был полный ажиотаж, когда половину танцевального вечера играл ансамбль «Белые грифы».
Позже состав расширился, появилась более качественная аппаратура. Музыканты пытались подражать внешности «битлов» -
носили нечёсаные длинные волосы, грязные майки и мятые брюки. Работая на танцах во Дворце культуры строителей, Жгулевы перепевали битлов и роллингов и собирали
бешеное количество народа. Вечерами, казалось, весь Череповец толпился в ДКСе. Но очень скоро братья-музыканты угодили под партийный пресс-выпрямитель.
Григорий вспоминает:
"«Песен на чужом языке быть не должно, иначе прикроем ансамбль. Непонятно, о чем вы тут поете!» - обрубила наш пыл номенклатурная тетя из отдела культуры. «Согласны!» - послушно кивнули мы,
и назавтра Валерик уже выдавал на мотив «Шизгары» свой текст:
Я поехал на мир взглянуть,
Предстоит мне долгий путь.
Хэй! Хэй! Пан-тува...(«Пан-тува» – вообще не слово, а подпевка-поддержка… У вокалистов это что-то типа «вам-падам-тадум» или «пара-ру-рам»)...И так пару куплетов, а дальше,
как и полагается, шпарил на английском «Ё бэби шизгара!»… С тех пор ни одной придирки со стороны партийцев. Ведь песня-то уже русская!
Танцы начинались в семь, но уже с половины шестого город лихорадило. В сторону площади Строителей тащились «единицы»
(автобусы ПАЗ первого маршрута), набитые до отказа молодежью, смачно облитой «Шипром» и «Красной Москвой». Для нас с Валериком выдерживать эту автобусную давку было сущим адом.
Все узнавали, здоровались, не давали проходу... Но это только полдела. Каждый второй оказывался знакомым или знакомым знакомого, с которым когда-то где-то выпивали,
работали или просто разговаривали. И вот этот каждый второй деловито и напористо давил: «Слышь, проведи на танцы без билета». Билет тогда стоил сорок копеек,
но количество было строго ограниченно. Не забывайте, это был холл старого здания ДКС, и такого размаха, как в нынешнем дворце, там не было.
За дверями оставались сотни несчастных, которые всеми правдами и неправдами старались пролезть в зал: через знакомых билетерш, гардеробщиц, худруков. А девчонки липли к нам, как мухи на мед…
Выпускники музучилища Валера и Гриша Жгулевы, сколотившие свой ансамбль, окунули череповецкую молодежь семидесятых в новую музыкальную волну.
Сначала они играли в цеховом ансамбле, потом во Дворце культуры строителей на танцах, после - в старом ДКМе. А когда директор ДК предложила условия и зарплату получше,
не задумываясь, перешли к ней. Ничего личного, музыка превыше всего!
"Смешная история приключилась (вспоминает Григорий):
- Глава тогдашнего ДК Вельчинская, уж не помню ее имени, пришла на танцы в ДКМ, отвела Валеру в сторонку, о чем-то поговорила с ним и напоследок резюмировала: «А переходите к нам хоть сейчас!».
Валерик тут же скомандовал в микрофон: «Ребята, переезжаем в ДК, через дорогу». Публика в зале ликовала! Такого череповецкая история еще не знала.
Люди из зала помогали сматывать провода, упаковывать инструменты и все такое… Мы, вместе с толпой народа и инструментами, перебрались через дорогу и уже там доигрывали программу.
Каждую пятницу и субботу мы дарили своему зрителю 3 новых песни. Это был закон, который придумал мой брат и сам же его соблюдал. Он очень много работал… Валера, конечно, был генератором идей и наиболее талантливым из нас.
Он сам писал песни на слова Рубцова, Цветаевой, Ахматовой, а я раскладывал на ноты и гармонию, словом, делал аранжировки.
Через некоторое время в ансамбль пришли братья Комяковы, которые очень хотели играть, но не умели.
Мы с Валерой научили их играть с нуля. Владимир играл на соло-гитаре, Борис - на ритм. Валерий был басистом, вокалистом и автором музыки, а я - аранжировщиком и клавишником.
А вот барабанщики у нас менялись чуть ли не каждую неделю! Приходил, кто угодно, и молотил по ударнику, как попало, но был такой драйв, что это как-то пролезало, причем на ура.
Хотя, бывало, попадались и толковые ребята."
Список музыкантов, работавших в ВИА "Белые грифы" (в алфавитном порядке):
Валерий Жгулёв (руководитель, бас, вокал),
Григорий Жгулёв (клавишные),
Борис Комяков (гитара),
Владимир Комяков (гитара).
|