Главная О сайте Гостевая Поиск песен Публикации

Группы

Новости

Ссылки

Концертные записи

Минусовки

Видео

Рок-оперы

Сайты ВИА

Программы

ВИА "Красны девицы"
Ростов-на-Дону

год создания - 1974

руководитель -
Игорь Шнейдер

РСФСР, г.Ростов-на-Дону, Ростовская областная филармония

         После неудачной попытки в начале 70-х годов создать обычный вокально-инструментальный ансамбль, художественный руководитель ростовского Дома культуры работников службы быта (в народе «Дунькин клуб») Игорь Шнейдер «заболел» новой идеей создания теперь уже женского вокально-инструментального коллектива.
         В Советском Союзе к тому времени появились лишь первые подобные ансамбли: «Девчата» в Москве, «Балтийские чайки» в Калининграде и «Крымские чайки» на одноимённом полуострове. Но пока они почти не были известны широкой публике. А ведь на Дону – кладези фантастической женской красоты и таланта – сам Бог велел продвигать и раскручивать этот мировой музыкальный тренд! Первые шаги худрука себя не вполне оправдали. Сначала Игорь Семёнович набрал в коллектив очень эффектных девушек, которые, мягко говоря, не отличались выдающимися музыкальными способностями. Поняв свою ошибку, Шнейдер стал искать по-настоящему профессиональных исполнителей, благо Ростовское училище искусств ими никогда не оскудевало.
         Гитарист ВИА «Сказка», того самого, ставшего первой неудачной попыткой Игоря Шнайдера создать ВИА, Александр Нетребин как раз учился в Ростовском училище искусств (РУИ) вместе с такими талантливыми девчонками, знал их рок-н-ролльные пристрастия, поэтому посоветовал третьекурсницам скрипичного отделения Людмиле Шатохиной и Елене Басанец, а также студентке хоро-дирижёрского отделения Ирине Лагутинской, освоившей ударную установку, пойти в «Дунькин клуб» на прослушивание. Сразу «почувствовавший разницу» Игорь Шнейдер, принялся кардинально менять состав ансамбля, который получил былинно-патриотическое название - «Красны девицы». Из Ростовского училища искусств чуть позже в коллектив также влились пианистка Ирина Михлина, скрипачки Лариса Гавряева и Ирина Сайко, которые (как и все их однокурсницы) оказались ещё и очень даже приличными вокалистками, умеющими и главное - желающими упорно работать над совершенствованием своего мастерства. Поначалу в ансамбле солировала и прелестная 16-летняя студентка из Болгарии Поля Стоянова, которая позже, увы, не смогла выйти на советскую профессиональную сцену – иностранцам это было запрещено. Из самого первого состава в конечном итоге осталась лишь гитаристка Ольга Зозуля.
         На яркий молодой ВИА «Красны девицы», буквально заискрившийся на провинциальном самодеятельном небосклоне, трудно было не обратить внимания, и коллектив приглашают принять участие во всесоюзном конкурсе «Молодые голоса», который проводился первым каналом Центрального телевидения. Прежде этот конкурс назывался «Алло, мы ищем таланты» - зрители постарше это хорошо помнят, но по каким-то соображениям его наименование затем изменили. Однако для того, чтобы пройти в финальную программу конкурса, необходимо было достойно выступить в зональной его части, которая должна была состояться в Ереване. Для подготовки конкурсной программы Игорь Шнейдер пригласил уже достаточно известного в узких профессиональных кругах музыканта Виктора Кутова, возглавлявшего в то время ансамбль РГУ под названием «Константа». Он стал музыкальным руководителем коллектива и без устали принялся готовить своих подопечных к исполнению четырёх произведений разных народов СССР. Были выбраны грузинская, украинская, белорусская и казачья песни. Конкуренция в Ереване была жесточайшей, ведь между собой соревновались музыканты из южных республик, краёв и областей когда-то необъятной страны – люди генетически одарённые и вокально, и мелодически. Наши совсем ещё молоденькие девушки тогда познакомились и надолго сдружились с талантливейшими коллегами, многому у них научились в профессиональном плане, и сегодня, по прошествии стольких лет, не стыдятся это признавать.
         Занявший одно из первых мест на Ереванском зональном конкурсе вокально-инструментальный ансамбль «Красны девицы», естественно, был приглашён в Москву, на съёмки в Останкино финала телепроекта «Молодые голоса». Было ростовчанкам в ту пору от 17 до 20 лет… Маститый ростовский композитор Георгий Балаев специально для коллектива написал песню «Как по нашей улице…», Виктор Кутов блестяще её аранжировал с учётом очень широко диапазона голосов вокалисток ВИА, количество которых доходило до шести человек. Председателем жюри конкурса «Молодые голоса» в тот год был Микаэл Таривердиев, его заместителем – не менее известный тогда композитор Леонид Афанасьев, написавший популярнейшую в народе песню «Гляжу в озёра синие…», а вели концерт вечно юный Александр Масляков и обворожительная Ангелина Вовк. Трансляцию главного телевизионного канала увидела вся страна. И талантливые ростовчанки стали лауреатами этого престижного эстрадного конкурса и любимицами многомиллионной аудитории. Встречали девушек в Ростове, как триумфаторов. Прямо в аэропорту, с цветами. Последовали приёмы у руководства города, области, концерт в театре им. М.Горького… В тот момент директором Ростовской филармонии была Эмма Вагановна Агопова, которая, как прозорливый и весьма опытный администратор, сразу оценила перспективу самодеятельного пока ещё коллектива и, долго не раздумывая, пригласила ВИА «Красны девицы» на профессиональную сцену. Девушки были этому безумно рады, хотя им пришлось совмещать активную концертную деятельность с учёбой в Ростовском училище искусств. Но грызть гранит науки оставалось недолго, и именно 1974 год стал временем рождения профессионального вокально-инструментального ансамбля «Красны девицы», который успешно просуществует затем долгие годы. Игорь Шнейдер, естественно, возглавил коллектив.
         . Гастроли на время прерывались лишь, когда «Красны девицы» принимали участие сначала во Всероссийском, а затем и во Всесоюзном конкурсах артистов эстрады. Каждый из этих конкурсов стал определённым этапом профессионального роста музыкантов. Поездки ВИА «Красны девицы» были включены в гастрольный план «Росконцерта», и началась бесконечная череда концертов – от Калининграда и Мукачево, до Петропавловска Камчатского и Южно-Сахалинска. Первая зарубежная поездка коллектива состоялась уже в 1976 году. Тогда произошло знакомство с Венгерской Народной Республикой. И с этого времени ежегодно (минимум дважды за сезон) ансамбль гастролировал по странам существовавшего в ту пору многочисленного и мощного социалистического лагеря, неоднократно бывал в ГДР, Польше, Чехословакии, Болгарии, в той же Венгрии, Румынии.
         Гастрольная деятельность в Советском Союзе была не менее интенсивной. Ежегодно не меньше одного месяца ВИА должен был отработать на родную филармонию, гастролируя по Ростовской области. Порой кажется, что за эти годы «Красны девицы» объездили все города, сёла и станицы Дона, побывали в каждом колхозе и отдалённом хуторе. И все их концерты проходили с огромным успехом, селяне порой даже сидели на крышах соседних со сценической площадкой домов… Программа коллектива была составлена своеобразными музыкальными блоками, для каждого из которых шились свои костюмы. Первым шёл блок народных композиций, и для него были предусмотрены соответствующие наряды. Следом начинался блок песен советский эстрады, исполнявшийся в современных платьях. К тому времени Игорем Шнейдером были поставлены интересные танцевальные номера, музыканты и вокалисты практически не стояли у микрофонов «по стойке смирно». Разве что исполняя глубоко лирические или, напротив, очень драматичные произведения. Когда у музыкантов должен быть длинный проигрыш, все другие артисты выходили на авансцену, динамически и визуально дополняя соло инструменталистов. Это выглядело очень эффектно и неизменно пользовалось зрительским успехом. Так называемый молодёжный блок исполнялся в брючных костюмах либо в стильных платьях и сопровождался зажигательными танцами, придуманными и поставленными опять-таки руководителем коллектива Игорем Шнейдером. В течение концерта девушки переодевались несколько раз, радуя зрителей (в пору тотального дефицита) эксклюзивными нарядами. Что однажды не понравилось некой комсомольской деятельнице по фамилии Кузнецова, которая организовала едкую статью во влиятельной «Литературной газете», где коллектив нарекли «Не музыкальным коллективом, а домом моделей…»
         После этого «разноса» в центральной прессе гастрольная деятельность «Красных девиц» была на время приостановлена до утверждения художественным советом новой программы. Для её подготовки в Ростов пригласили мэтра советской эстрады Бориса Брунова и земляка «Красных девиц» писателя Георгия Терикова, против мастерства, опыта и авторитета которых не пошёл даже «накрученный» субъективной газетной статьёй худсовет. В тот период состав ансамбля был уже достаточно велик: в ритм-группе, в группе духовых инструментов и в вокальной группе было по четыре человека. Плюс ведущая концерта. Этот состав давал по 25-30 концертов в месяц, иногда по 2-3 выступления в день. В Новогоднюю ночь и в другие праздничные дни девушки дома практически не бывали. Однако тяжесть гастрольной нагрузки со временем стала частично компенсироваться определённым материальным преуспеванием. Сначала молодым артистам была установлена тарифная ставка, составлявшая 7 рублей за выступление, затем 9, 11… Государственная тарификационная комиссия, ежегодно анализируя финансовую составляющую деятельности коллектива, своим очередным решением лишь констатировала постоянный рост зрительских симпатий. Позже, благодаря авторитету и убедительной настойчивости Игоря Шнейдера, концертные ставки солистов ВИА «Красны девицы» стали сравнимы с оплатой труда в ведущих московских и питерских коллективах.
         Ансамбль стал часто работать во Дворцах спорта, на крупнейших концертных площадках Советского Союза. В конце 70-х годов в Дворцах спорта городов Кемерово, Новокузнецка и Прокопьевска «Красны девицы» несколько дней подряд выступали вместе с популярнейшим в тот период ВИА «Лейся, песня» под руководством Михаила Шуфутинского, а в знаменитом сочинском зале «Фестивальный» делили сцену с «Землянами». Частенько на сборных концертах судьбы сводила коллектив с Владимиром Кузьминым, Жанной Агузаровой, с ансамблем «Русская песня» под управлением Надежды Бабкиной и другими известными и любимыми всей страной исполнителями. «Красны девицы» объездили практически весь Советский Союз, за исключением республик Средней Азии, путь куда (по понятным причинам) для женского коллектива был закрыт. Зато в Закавказье поклонники от красавиц просто с ума сходили!
         «Красны девицы» никогда не использовали фонограмму, даже «минусовую», принципиально исполняя свои произведения только вживую. Это касалось и вокалистов, и музыкантов ансамбля. Не верящим в эту истину или сомневающимся зрителям предлагалось живое исполнение песен без музыкального сопровождения, и наоборот. На выбор. Побывали ростовские артисты и на БАМе. От Тынды строился участок дороги по направлению к Иркутску, а с противоположной стороны тянули встречный железнодорожный путь. Так и передвигались музыканты на выделенном им руководством стройки вагончике - от одной станции к другой… Ехавшие вместе с «Красными девицами» артисты из Прибалтики попросили устроителей отвезти их на место существовавшего когда-то неподалёку лагеря и захоронения сосланных сталинским режимом предков. Поклонились невинно погибшим молча, все вместе, и снова в путь… В Тынде состоялся грандиозный концерт, в котором выступали Полад Бюль-Бюль оглы, его жена - солистка Большого театра Белла Руденко, Тынис Мяги, другие известные певцы, музыканты, поэты и композиторы из многих республик Советского Союза. Нельзя не отметить, что все, даже самые знаменитые люди нашей эстрады всегда очень тепло относились к девушкам ансамбля. Ещё бы: ведь они были очень яркими, живыми, непосредственными и главное - по-настоящему талантливыми! Словом, полностью соответствовали своему названию. Недаром ансамблю было доверено выступать в Олимпийской деревне во время московской Олимпиады- 1980.
         В самый разгар боевых действий «Красны девицы» прибыли в Афганистан. Кроме Кабула они побывали с концертами в Кандагаре, Шинданде – в самых горячих точках того периода афганской кампании. Когда девушек перевозили из одного населённого пункта в другой на бронетранспортёре, впереди шёл танк, а замыкал колонну ещё один БТР в полной боевой готовности. В Шинданде коллективу пришлось выступать в длинном металлическом ангаре, над которым летали обеспечивавшие безопасность с неба боевые вертолёты. Наряду с нашими воинами, концерт слушали обвешенные пулемётными лентами афганские «союзники» в национальных головных уборах и платках. Чтобы «отоварить» выданные на руки «чеки», обменяв их на местную валюту, девушки сходили на кабульский вещевой рынок – типичный восточный базар, заваленный всякого рода товаром. Поначалу было страшновато, но потом освоились. Запомнилась и поездка в Индию и Непал, организованная всесоюзным «Обществом дружбы народов». Кроме «Красных девиц», в обширную делегацию входил известный фокусник Александр Руднев, популярные артисты и серьёзные музыканты, работники культуры и искусства. Выступления проходили в советском посольстве, на местных концертных площадках, не всегда приспособленных для проведения концертов, но до отказа забитых благодарной публикой. Маршрут 9-дневных гастролей был следующим: Москва – Дели – Агра – Бомбей – Калькутта – Катманду – Москва. Интересно, что индийцы тогда лучше всего принимали лёгкие и мелодичные песни Аллы Пугачёвой. Учитывая это обстоятельство, ансамбль подготовил специальную программу, которая пользовалась неизменным успехом – у билетных касс всегда толпились очереди из людей, порой в течение целой ночи ожидавших открытия заветных окошек. А уже буквально через несколько недель ВИА «Красны девицы» был приглашён на гастроли по Вьетнаму. С посадками и пересадками (Москва – Ташкент – Карачи – Калькутта – Ханой) летели туда долгие 17 часов, вымотались жутко! Зато в Ханое выступали аж в местном Большом театре и в посольстве СССР, а в Сайгоне – на крупнейшей открытой площадке города. В тот раз должен был состояться перелёт ещё и в Лаос, однако, в связи с обострившейся международной обстановкой (незадолго до этого был сбит корейский «Боинг»), он не состоялся.
         Творчество молодых артисток было неоднократно отмечено наградами правительственных и общественных организаций. Так, за укрепление дружбы между молодежью Вьетнама и СССР ВИА «Красны девицы» были награждены Медалью «Дружбы народов», а за культурное обслуживание Советских войск за рубежом неоднократно награждались Почетными грамотами Министерства обороны и Министерства культуры СССР. Талантливые исполнительницы не раз покоряли сердца взыскательных членов жюри множества музыкальных конкурсов. Среди их многочисленных наград: диплом лауреатов Всесоюзного конкурса «Молодые голоса» (1974г.), диплом Всероссийского конкурса артистов эстрады, конкурса им. Ю.А. Гагарина, фестивалей БАМа. Также ВИА «Красны девицы» – лауреат премии Ленинского комсомола Дона.
         К 1986 году звучное имя ансамбля - «Красны девицы» - стало терять свою актуальность. Многие исполнительницы к тому времени уже вышли замуж, у кого-то появились дети. В 1989 г. наследницей славных традиций коллектива стала шоу-группа «Амазонки», созданная на базе реорганизованного ансамбля. Группа весьма успешно трудится в Ростовской филармонии и сегодня. Сменился уже не один состав исполнителей, в корне преобразился репертуар, усложнились аранжировки, стали много совершеннее музыкальные инструменты и всё сценическое оборудование. Остались лишь неистребимый жизнеутверждающий дух ансамбля, обаяние и высочайший профессионализм девчонок, да ещё… Игорь Семёнович Шнейдер, который и сегодня стоит у руля коллектива. Преемницы ансамбля переняли у своих прославленных предшественниц эстафету гастролей на Украине, Белоруссии, в Монголии, Афганистане, Турции и Италии, выступлений на Дальнем Востоке, Севере России и у нефтяников Сибири. Шоу-группа «Амазонки» - участницы и лауреаты ежегодных фестивалей бардовской песни, «Донской музыкальный весны», желанные гостьи на юбилеях и праздниках городов и станиц Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краёв.


Список музыкантов, работавших в ВИА "Красны девицы"(Ростов-на-Дону) (в алфавитном порядке):

Светлана Андриенко (вокал, 1983-89),
Светлана Банникова (вокал, 1976-77),
Елена Басанец (скрипка, вокал, 1974-90),
Ольга Борисова (вокал, 1974-85),
Галина Бушуева (гитара, 1985-89),
Надежда Варламова (вокал, 1984-86),
Людмила Высочина (флейта, саксофон, 1978-86),
Лариса Гавряева (скрипка, вокал, 1974-75),
Елена Герасимечко (тромбон, вокал, 1974-85),
Виктор Гончаров (музыкальный руководитель, вокал),
Светлана Груничева (вокал, 1984-87),
Виктория Доценко (вокал, 1986-89),
Ольга Зозуля (гитара, вокал, 1974-76),
Ольга Капинос (саксофон, вокал, 1978-84),
Татьяна Карпеева (вокал, 1986-89),
Лариса Косарева (танцы, конферанс, 1974-75),
Татьяна Кравченко (конферанс, вокал, 1977-81),
Марина Крекотень (гитара, вокал, 1979-84),
Виктор Кутов (музыкальный руководитель),
Ирина Лагутинская (ударные, вокал, 1974-80),
Елена Ларина (вокал, 1986-87),
Татьяна Липей (гитара, 1976-78),
Татьяна Лупинога (ударные, 1981-89),
Ирина Михлина (клавишные, вокал, 1974-89),
Елена Пучкина (флейта, 1974-77),
Ольга Рубан (альт, вокал, 1984-86),
Лариса Руденко (скрипка, вокал, 1974-76),
Ирина Сайко (скрипка, вокал, 1974-77),
Ирина Сенина (труба, вокал, 1974-85),
Людмила Силенко (бас, 1980-89),
Александр Слизунов (музыкальный руководитель),
Светлана Сухаревич (труба, 1980-84),
Людмила Шатохина (бас, вокал, 1974-79),
Игорь Шнейдер (руководитель, 1974-79),
Наталья Эйкина (клавишные, 1985),
Ирина Яшина (аккордеон, вокал, 1974-75).


Фотогалерея

Афиши, программки, плакаты

Публикации

Минусовки



10 дней(Э.Кузинер-М.Рябинин)

А я танцую в этот вечер не с тобой

Вот, как бывает(Ю.Антонов-В.Дюнин)
Всадники-други(казачья песня)
Выставка собак(В.Леонтьев,Ю.Варум-С.Осиашвили)
Выходили красны девицы(р.н.п.)

Дальчина (груз. песня)

Есть такая игра

Карабас Барабас(А.Шкуратов-В.Татаринов)
Когда вокруг танцуют
(С.Сархан-И.Кохановский)
Композиция из Донских казачьих песен
Купи мне, мама(Ю.Лоза)

Люблю тебя(Love you)

Может, это мне приснилось
Мы манекены
Мы с тобою танцуем
(Д.Тухманов-В.Харитонов)

Наташка(Ю.Акулов-О.Жуков)
Не могу без думы жить(р.н.п.)

Ой, да не будите меня молоду(р.н.п.)
Ой, да ты, Дон-река(р.н.п.)
Он пришёл, этот добрый день
(А.Зацепин-Л.Дербенёв,Р.Казакова)

Песня молодецкая за душу берет(фрагмент)
(Г.Балаев-В.Леонова)
Попурри казачьих песен(р.н.п.)
Привидение(А.Шкуратов)
Пугало(Р.Паулс-И.Резник)

Ретро(А.Слизунов-В.Солдатов)
Рок-н-ролл
Ростовский комсомол

Сколько можно ждать
Сложный мир(А.Шкуратов)
Смуглянка(А.Новиков-Я.Шведов)
Схвати руками дождик

Тёмная лошадка
(Д.Тухманов-Л.Рубальская)
Ты(И.Крутой-И.Шаферан)
Ты ж меня обманула(Пiдманула)(у.н.п.)

Удивительные кони(В.Пресняков-В.Сауткин)

Хороши весной в саду цветочки
(Б.Мокроусов-С.Алымов)

Честно говоря(С.Дьячков-М.Ножкин)

Южный ветер(Г.Балаев-Л.Акентьева)

Я лечу над облаками(Л.Варданян)
Я люблю тебя, Родина
(Г.Балаев-А.Трилисов)
Я у бабушки живу(Э.Ханок-И.Шаферан)
Ямайка(О.Газманов)



























© OlegUd
2007